Меню сайта

Опрос
Как вы узнали о сайте?

Результат опроса Результаты Все опросы нашего сайта Архив опросов

Всего голосовало: 165
Обсудить опрос на форуме
Выбор языка


Баннер сайта
Спортивный сайт


Статистика

Зарег. на сайте
Всего:12
Новых за месяц:1
Новых за неделю:0
Новых вчера:0
Новых сегодня:0
Из них
Администраторов:1
Модераторов:0
Проверенных:0
Обычных юзеров:11
Из них
Парней:11
Девушек:1

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Техника и тактика игры

В современном баскетболе различают следующие игровые амплуа: разыгрывающий защитник; атакующий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центровой (или центрфорвард).

Разыгрывающего защитника также называют «плеймейкером» (англ. «playmaker» – букв. «тот, кто делает игру») или «дирижером». Разыгрывающие больше других игроков владеют мячом и ведут игру всей команды. От них требуется прекрасное видение площадки, филигранный дриблинг и тонкая игра в пас. Атакующие защитники не только начинают атаку своей команды, но нередко и завершают ее дальними бросками. Форварды обычно атакуют с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. Центрфорварды, как правило, самые рослые игроки в команде, их основная функция – борьба под своим и чужим щитом.

Амплуа центрового со временем приобрело поистине культовый статус. Одной из сильнейших в мире всегда была советская школа центровых, подарившая миру таких выдающихся игроков, как Отар Коркия, Янис Круминьш, Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис и др.

В настоящее время в баскетболе чрезвычайно ценятся мастера-универсалы, которые при необходимости могут сыграть не только на своей позиции. Очень важно и такое понятие, как «командный игрок». Приверженность командной игре легендарного центрового Билла Рассела позволила ему 11 раз привести к победе в чемпионате НБА клуб «Бостон селтикс». Его вечный соперник Уилт Чемберлен («Филадельфия уорриорз») не уступал в классе Расселу, но предпочитал играть «на себя», а не «на команду», и в итоге лишь однажды стал чемпионом НБА.

В зависимости от того, как складывается игра, тренер может в какой-то момент внести изменения в привычную тактическую расстановку (стандартной считается «схема» 2–1–2): например, выставить на площадку двух-трех центровых одновременно. Успех команды определяется не только индивидуальным мастерством игроков, но и верно выбранной тактикой. Классический пример – финал олимпийского турнира 1972. Понимая, что его подопечные уступают баскетболистам США по своим игровым кондициям и физическим данным, главный тренер сборной СССР Владимир Кондрашин построил игру от обороны, навязал сопернику «свой баскетбол», что в итоге принесло успех советской команде.

В баскетболе различают зонную и личную (персональную) защиту. В первом случае каждый из игроков опекает любого соперника, находящегося в отведенном ему участке (зоне) площадки. При персональной защите каждый баскетболист опекает «своего» игрока. Чрезвычайно эффективен так называемый прессинг – активный вид обороны, при котором соперников опекают не только в непосредственной близости от своего щита, но и на дальних подступах к нему, иногда – по всей площадке. Цель прессинга – помешать сопернику спокойно разыграть мяч и провести атаку.

Особое значение в современном баскетболе имеет борьба под щитом. Известная баскетбольная заповедь гласит: «Кто выигрывает щит – выигрывает матч», а одним из основных статистических показателей игры баскетболиста – будь то отдельный матч или весь сезон – является число так называемых подборов и блок-шотов.

Индивидуальное мастерство игрока складывается из многих компонентов. Дриблинг, т.е. ведение мяча, в том числе и без визуального контроля, что позволяет игроку мгновенно оценивать меняющуюся ситуацию на площадке. Различные финты, вводящие соперника в заблуждение: обманное движение мячом, руками, ногами, всем телом, поворотом головы, взглядом и проч. Игра в пас. Особенно ценится так называемый скрытый пас – передача мяча, не глядя на партнера, которому он адресован. Еще один прием из арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины (держа мяч за спиной, игрок перебрасывает его партнеру через голову). Броски в баскетболе осуществляются как с места, так и в движении. Существует немало их разновидностей: бросок в прыжке, бросок «крюком» (рука игрока, стоящего боком к корзине соперника, движется по воображаемой дуге), бросок в корзину сверху и др. Наряду с техникой владения мячом в баскетболе чрезвычайно важно умение правильно играть без мяча.

Баскетбольная техника формировалась десятилетиями. Например, в конце 19 в. игроки пасовали друг другу только двумя руками от груди, а бросок производили так же или «из-под себя». Такой, казалось бы, естественный прием, как бросок мяча одной рукой, впервые был применен лишь в 1930-е годы и произвел подлинную революцию в игре.

Когда не существовало ограничений (по времени) на атаку, баскетбол был очень медленной игрой. Что подтверждают и «микроскопические» результаты матчей, нередко не выходившие за пределы 15–20 очков с каждой стороны. Для баскетбола начала и середины прошлого века был характерен неторопливый розыгрыш мяча, а успех команды во многом определялся индивидуальными действиями ведущих игроков. Как правило, это были самые рослые спортсмены. Долгое время баскетбол считался исключительно спортом гигантов. Их действительно немало среди бывших и нынешних «звезд» баскетбола. К примеру, самые высокие в истории советского баскетбола спортсмены имели невероятный рост: игрок алма-атинского «Буревестника» Увайс Ахтаев – 238 см, а выступавший за куйбышевский «Строитель» Александр Сизоненко – 239 см. Но со временем заметное влияние на игру стали оказывать и менее рослые игроки, которых в баскетболе называют «малышами». Они чрезвычайно подвижны, выносливы и отличаются прекрасной реакцией. Знаменитый Боб Коузи компенсировал недостаток баскетбольного роста филигранной техникой, за мастерский дриблинг и пас его прозвали «Гудини баскетбольной площадки» и «Юрким волшебником». Майкл Джордан, считающийся лучшим баскетболистом всех времен, по баскетбольным меркам тоже не гигант: его рост – «всего» 198 см. Тем не менее он на равных сражался с более рослыми соперниками и за свои невероятные «полеты» над площадкой получил прозвище «Их Воздушество».

До принятия «правила 3 секунд» атака нередко строилась по очень простой тактической схеме: самый рослый игрок атакующей команды располагался в непосредственной близости от кольца соперника и, получив в конце концов мяч, отправлял его в корзину. Введение «правила 3 секунд» заставило баскетболистов искать иные варианты развития атаки, активней использовать средние и дальние броски. А с введением 24-секундного ограничения на атаку и запрета на возврат мяча в свою тыловую зону заметно возрос темп игры, большое значение приобрела игра в пас, техника и снайперские качества игроков стали цениться не меньше, чем их рост.

Иногда даже несоблюдение правил используется как тактический прием. К примеру, проигрывающая команда в конце матча умышленно нарушает правила: благодаря подборам и последующим умелым контратакам она может изменить счет в свою пользу. Точно так же, команда, ведущая в счете, может на исходе матча отказаться от штрафных бросков и ввести мяч в игру из-за боковой линии (правилами подобная «замена» допускается). Это позволяет команде выиграть время и удержать победный счет.

Вход
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Погода и праздники

GISMETEO: Погода по г.Луганск

Спортивные праздники

Чат
Зарегистрируйтесь или войдите как пользователь для пользования мини-чатом
Поиск
Партнеры сайта